Виктор Тимофеевич Туров

Виктор Тимофеевич Туров

Белорусский кинематограф богат на известные фамилии. Режиссеры, сценаристы, актеры и операторы. И каждый из них личность, уником, достойный жизнеописания в качестве благодарности и признания своего таланта. Но начать рассказ об отечественном кино хочется именно с этой фамилии: Туров.

Туров Виктор Тимофеевич – не звезда, а целый млечный путь. Настолько многогранно и неповторимо его творчество. Белорусский режиссер создал более двух десятков картин, многие из которых получили признание не только у нас в стране и на просторах бывшего СССР, но и далеко за пределами.

Уже первый художественный фильм «Через кладбище» привлек к себе внимание и зрителей и партийного руководства. Тема войны не была новой в начале 70-х. скорее наоборот. Но на фоне бесспорного героизма практически всех кинолент, фильм «Через кладбище» удивил обращением к внутреннему миру персонажей, оказавшихся в оккупации. Такого в то время не было. Снимали фильмы о героизме и обязательной победе. Но никто не решался показать весь ужас войны сквозь призму переживаний, опасений, сомнений, любви, даже, обычного человека.

Оно и не удивительно. Война обожгла всю семью Виктора Тимофеевича. Его отца расстреляли в 1942. А маленький Витя с сестрой и мамой сполна познал весь ужас пребывания в семейном концлагере. Поэтому все его фильмы о войне пронизывают до дрожи.

После окончания школы Виктор поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Уже известные в о время мастера Александр Довженко и Михаил Чиаурели безусловно повлияли на становление Турова в выбранной профессии. Сам Виктор Тимофеевич не раз вспоминал своих учителей с теплотой и благодарностью.

В 1959 Туров В.Т. пришел на «Беларусьфильм». Попробовав себя в документальном жанре («Наш Солигорск»), молодой режиссер переключился на съемки военного кино. В 1962 году он снял фильм «Звезда на пряжке». Затем последовали картина «Через кладбище» (1965), «Я родом из детства» (1966), «Война под крышами» (1967), «Сыновья уходят в бой» (1969). Все фильмы были отмечены наградами на разных кинофестивалях и получили искреннее признание зрителей. Эти картины интересно смотреть и в наши дни. Через 18 лет Туров еще раз вернется в военной тематике в фильме «Пререправа» (1987). А до этого переключится на более современную для того времени тематику.

Экранизацию трилогии Ивана Мележа «Полесская хроника» коллеги и критики режиссера назовут вершиной творчества Турова. Он полностью реализовал свой творческий потенциал и создал шедевр, тонко отражающий мир известного белорусского классика. Фильм также не остался без наград.

«Воскресная ночь», «Время ее сыновей», «Точка отсчета», «Младший среди братьев», «Высокая кровь», «Черный аист», «Горя бояться – счастья не видать», «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» – каждый день своей жизни он создавал, снимал, творил.

Последней работой режиссера стал фильм «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» (1994). Легенды и предания белорусского народа в интерпретации прозаика 19 века Яна Борщевского – книга удивительная, будоражащая воображение. И создать не ее основе толи скузку то ли быль – дело непростое, но очень увлекательное. Только человек, искренне любивший свою Родину, смог бы воссоздать этот удивительный, неповторимый и непостижимый мир.

Кино – удел неравнодушных и увлеченных людей. Таким и был великий белорусский режиссер Виктор Тимофеевич Туров.