Через кладбище

«Через кладбище»

«Через кладбище» — первый полнометражный фильм молодого выпускника режиссерского факультета Виктора Турова. Казалось бы, дипломная работа… Но многие ли из нас создают шедевр, завершая свое обучение?

А Туров создал. Фильм, повествующий о буднях партизан на оккупированной территории, мог бы стать одним из многих, снятых на военную тематику в те годы. Но нет.

Он поразил зрителей совершенно новым отображением трагедии войны. Мастерски созданный визуальный образ и тяжелая атмосфера военных дней становятся не плацдармом для героических побед и подвигов, а будоражащей воображение сценой для чувств, переживаний, разочарований, горестей и надежд персонажей картина.

Партизанский лагерь, умытый серым пейзажем увядающей осени; разбитая дорога; обугленные качаны капусты – прямая ассоциация со обожженными головами. Пейзажи с первых кадров приковывают к себе внимание, и потом ты уже не можешь оторваться, ища в каждом дереве или строении символ беды.

И так же тонко раскрыт внутренний мир каждого из героев.

Даже сложно кого-то назвать главным. По сценарию это молодой паренек Михась, получивший задание достать взрывчатку. Но все, кто ему помогают: староста Сазон Иванович, работающий на немцев, но на самом деле, преданный своим; слесарь Бугреев, Софья Казимировна – все они это отдельная история и отдельная трагедия войны.

И, рассказывая обо всех, Турову удалось передать весь ужас тех дней не через события и действия, а через внутренний мир героев, через их переживания, разочарования и надежды. Но гениальна и недосказанность и неоднозначность этих чувств. Как будто сознательное вовлечение зрителя в диалог. Пусть каждый сам решит, что это — война.

Фильм «Через кладбище» был отмечен диплом II степени и призом за лучший режиссерский дебют на кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии. А в 1994 году ЮНЕСКО внесло его в число ста лучших мировых фильмов о войне.