Утопия и аунтиутопия

Отличие утопий и антиутопий в кино

Утопия родилась намного раньше жизни в новой эре, хоть и не имела своего современного названия. Первым философом, который мечтал оживить слово «идеал» — стал Платон. Свой диалог «Государство» (360 год до н.э), он полностью посвятил теме создания идеальной жизни в социуме. Платон считал, что государство должно осуществлять одну единую сверхзадачу — справедливость, которая станет началом и основой для счастливого, дружного и доброго общества. Он предвещал будущему объединенную жизнь, где все будет общим, включая женщин и детей. Наверняка, он даже и не подозревал, что такие писания в будущем, ох какой негатив вызовут у женской половины.


В наше время утопия — это как отображение идеального грядущего, так и описание будущего, которое может быть возможным. В кино утопические произведения отличают острый сюжет повествования, приключенческий характер и доля фантастики. Это такие фильмы, как:
«Солярис», Андрея Тарковского;
Экранизация «Мистерии-Буфф», Владимира Маяковского. Анимационный фильм с использованием игры актеров поставил режиссер, Давид Черкасский;
Полнометражный советский фантастический фильм «Туманность Андромеды»;
«Жутко громко и запредельно близко», Стивена Долдри, и другие.
Удивительно, Англия — родоначальница утопий, и, оказывается, прародительница антиутопий. Утопия — это лишь косвенная критика окружающего мира посредством изображения и попытки воодушевления прекрасного, а вот антиутопия — это действенное орудие в борьбе за изменение нашего мира. Проникновение этих тем в искусство можно разделить на 2 части: романтизм и романтический символизм — это утопия, реализм — это антиутопия. Современное человечество окончательно убедилось, что философскими рассуждениями и абстрактными теориями не пробудить нерушимого счастья, нужно идти от обратного — вымести всю грязь из углов социальности и с чистого листа создавать добро, как у Маяковского, одного из самых бескомпромиссных советских антиутопистов. Поэтому, сегодня снимается больше антиутопий. Например, фильмы:
«451 градус по Фаренгейту», режиссера Франсуа Трюффо (экранизация романа Рэя Брэдбери);
«Метрополис» и другие фильмы Фрица Ланга;
«Альфавиль», режиссера Жан-Люка Годара;
«Шоу Трумана», Питера Уира;
«Время», Эндрю Никкола и многие другие.

Но есть одно слово, которое объединяет эти два направления. Все герои утопистов и антиутопистов стремятся к одному единственному — счастью, как и все живое на этой Земле.