В поисках принца или лучшие фильмы о Золушке

Мне за тридцать. Мой принц, набив животик голубцами, гоняет по монитору монстров, всерьез переживая о том, что такой-то меч не подходит вот к этой суперской новой броне. И я вот смотрю на него, такого смелого, бравого рыцаря-геймера и невольно погружаюсь в те далекие детские грёзы-сказки о принцах на белом коне.

Я в них, конечно же, Золушка. Причем, хочу быть не современной Золушкой, а той, сказочной, классической замарашкой. Ведь ей так к лицу бальное платье.

В ассоциативный ряд почти мгновенно врывается образ моей самою любимой героини, блистательно сыгранный Либушей Шафранковой в фильме «Три орешка для Золушки».

Кадр из фильма «Три орешка для Золушки»
Кадр из фильма «Три орешка для Золушки»

Да-да, я совсем не оригинальна. Как и большинство девчонок как минимум трёх поколений, меня покорила чешская сказка. Мне казалось, что главная героиня — создание нежнейшее. Но вместе с тем она ловка и умела, готова постоять за себя. Фраза «после дождичка в четверг» практически все мое отрочество был для меня символом женской самостоятельности и независимости. Мне тогда совсем не принцессой стать хотелось. А быть такой же смелой и находчивой, доброй и острой на язычок и понятно, очень красивой девочкой в мире. Ну, или хотя бы в классе. Ну, или хотя бы для самой себя.

А главное, я понимала, что все это могу и умею. Быть может, именно поэтому у маленькой неуклюжей девчушки тоже есть шанс на успех у заморского принца. И я безмерно благодарна Вацлаву Ворличку за такой шанс поверить в себя саму.

И хотя этот сюжет несколько далёк от классической истории с феей и тыква-превращениями, а роль чуда отведена трем невзрачным орешкам и почти говорящей сове, он все равно моя первая и самая искренняя любовь к этому вечному образу литературы, фольклора и кино.

Кстати, три орешка были и в более ранней чешской экранизации «Золушки» в 1969 году. Ее автором сценария и режиссером стала Власта Янечкова.

Кадр из фильма «Золушка» 1969
Кадр из фильма «Золушка» 1969

Черно-белая телевизионная музыкальная сказка несколько лет была одной из лучших. Ева Грушкова и Иржи Стедрон стали воплощением несбыточной мечты для многих юных мечтательниц. Хотя, как по мне, кавалер староват несколько… Ну или это я привереда.

Волшебные продолжение веточка орешника получила в еще одной удивительной киноинтерпретации сказки. «Золушка», снятая немцами в тандеме с чехами, испанцами, французами  и итальянцами в 1989 году покорила меня не меньше, чем ее чешская «сестрица».

Кадр из фильма «Золушка» 1989
Кадр из фильма «Золушка» 1989

Фильм Карин Брандауэр цепляет буквально первым кадром: веселый и очень уютный пикник счастливого семейства: мама с папой отдыхают на полянке, девочка собирает цветы и дарит их маме.  И как контраст — смерть матери, и эти цветы малышка потом уже все жизнь ставит в вазу на могиле мамочки. Словами чувства не передать. Но атмосфера утраты близкого человека настолько тебя охватывает, что уже весь фильм ты сам, будто мама с небес, следишь за перипетиями судьбы Золушки, и, как мама, за нее переживаешь.

Композиторы Кристиан Брандауер, Наташа Вильгельм так четко музыкой передают все чувства и эмоции, так точно подмечают все нюансы характеров персонажа, что практически отпадает необходимость в тексте. Его и правда там не много. Мне кажется, что весь бы уместился на пару страниц. Но музыка, видеосъемка пейзажей и крупных планов, костюмы и декорации настолько сильно вовлекают тебя в переживание сюжета, что никакие слова не нужны. И так все понятно.

Бесподобна игра актеров. Вот честно, мне кажется, каждый справился со своей ролью безупречно. Даже если это самая маленькая эпизодическая роль. Петра Винья — Золушка необыкновенная. Ее Золушка — маленькая девочка, которая искренне не понимает, почему же все это с ней произошло. Она было пытается роптать, но тщетно: мачеха и сестры — те еще гарпии.

Удивителен образ отца. Он, вроде, и не мямля, но, как ягненок, идет на поводу у своей своенравной женушки. И при этом, что больше всего поразительно, он очень любит и Золушку. Однако, в упор не замечает страданий своего ребенка.

Это объединяет ее, пожалуй, со всеми известной советской Золушкой, отец девочки тоже жив. И он такой же слабохарактерный и не может постоять за дочь. Впрочем, обе Золушки слишком кроткие, чтобы растаивать своего отца и жаловаться ему. Но как сам взрослый мужчина этого не замечает – мне непонятно.

Наша «Золушка». Я точно помню, что в детстве не особо восхищалась этой экранизацией сказки. Из самого что ни на есть волшебного, всплывает песенка про старого жука и искрений мальчик-паж. Мне была непонятна, хотя и смешна, капризность короля и неспособность действовать принца. Мне не верилось в просто паническую наивность Золушки. Я не знала тогда про возраст актрисы, но словно чувствовала, что не то тут что-то. Единственный герой, который точно впечатлил – мачеха в исполнении неповторимой Фаины Раневской.

Кадр из фильма «Золушка» 1947
Кадр из фильма «Золушка» 1947

Советская киносказка покорила меня гораздо позже. Точнее, история съемок и создания этой ленты в далеком 1947 году в разорванной и разграбленной войной стране. Идейным вдохновителем в свого его рода «моторчиком» съемок стал ленинградский режиссер и художник Акимов Николай Павлович. Его современники утверждают, что весь сюжет, вся сказка была придумана для одной актрисы. Янину Жеймо —трогательное создание —  Николай Акимов встретил в 1944 году в Москве. Её вид был настолько беззащитен, что художник предложил ей сыграть роль главной героини полюбившейся всем сказки. Девушка согласилась. И хотя на тот момент не было еще ни одобрения Сценарного отдела Комитета кинематографии, ни даже сценария, коллектив увлеченных идеей людей начал действовать. Предложили Евгению Шварцу написать сценарий. Надежда Кошеверова согласна была режиссировать. Акимов принялся за костюмы и декорации. Наверное, именно эта увлеченность и сплоченность позволила команде преодолеть достаточное количество своего рода бюрократических трудностей того времени.

Сегодня я с умилением пересматриваю сказку. Она точно не волшебная, но, безусловно, добрая.

Сейчас вот поймала себя на мысли, что советская Золушка, пожалуй, и замуж-то не хотела. И принц ей тоже был не особо нужен. Ну или я никогда не мечтала увидеть себя такой вот Золушкой рядом с таким вот принцем. Наверное, она просто хотела отдохнуть и быть кому-то нужной. Не обязательно принцу.

Очень интересной и по-английски своеобразной эта история получилась у британцев. Фильм «Туфелька и роза» старый, снятый в 1976 году режиссером Брайаном Форбсом. Это мюзикл-комедия с презабавными и легкими даже для иностранцев, песенками, которые уже со второго куплета вполне себе можно подпевать. Композитор Анджела Морли очень удачно подчеркнула все комедийно-романтические повороты сюжета. Во время финальной песни Золушки хочется всплакнуть, даже не совсем понимая текст песни. Кстати, очень рекомендую изучающим английский: большая часть фильма понятна даже новичку.

Изюминка истории в том, что Золушка, во имя любви и благополучия своего принца, сбегает от него в другую страну. И дает его отцу возможность заключить выгодный политический брак с дочерью враждующего короля. Вот уж действительно англичане знают толк в делах монарших. Ну, в самом деле, где ж это видано, что принц женится по любви на простолюдинке.

В главных ролях в картине безупречно сыграли Джемма Крэвен и Ричард Чемберлен. Хотя они тоже не классические красавцы, и не удерживают весь фильм внимание на себе, но как пара взаимодействуют очень органично.

В 2011 году, аккурат на Рождество, немцы вновь рискнули рассказать о Золушке. Уве Янсон старался максимально не отступать от классической истории. Его Золушка живет с мачехой и сестрой и выполняет все их капризы. Даже самые глупы и злые. Именно злые. Все мачехи этой истории не отличались чуткостью и добротой, но эта версия настолько злобная, гадкая, язвительная и жестокая, что невольно сам шарахаешься от экрана. Причем, она безапелляционно уверена в своей правоте.

В этой сказке нет волшебства с тыквой и каретами. А Золушка, пожалуй, самая обреченная и замарашистая из замарашек. Она смирилась и не собирается противостоять. Даже  когда Золушка попадает на бал, то ее изгоняют оттуда все те же мачеха и сестрица. Но все как-то само собой происходит и заканчивается фильм свадьбой.

Есть еще одна Золушка, американская, дерзкая и решительная, не верящая особо в волшебство, а потому сама меняющая свою судьбу. Это героиня Дрю Бэрримор Даниэлла Де Барбарак в фильме «История вечной любви» Энди Теннанта.

История вечной любви

Основная сюжетная линия все та же: сирота во власти мачехи и сестер, прекрасный принц и бал. Но эта Золушка не сидит, сложа руки, а все делает сама либо при помощи друзей. Даже постоять может за себя. Этакий эталон феминизации общества. Она одновременно и самоуверенна и беззащитна, мила и настойчива. Смотришь на нее и начинаешь понимать, что а может и принц-то совсем не нужен, и все можно порешать самой. Но даже самым-самым больше всего на свете хочется, любить и чтобы их любили. И тогда они горы свернут, решая все проблемы мира. Действуй, если хочешь быть принцессой.

Кеннет Брана тоже обещает мне принца. Его «Золушка» выйдет на экраны 6 марта 2015, если всё сложится удачно. Судя по постерам, появившимся в сети, фильм будет зрелищным. Хотя ремейк (на диснеевский одноименный мультфильм) снимать не всегда дело благодарное. Но режиссер он опытный, предыдущие картины весьма-весьма неплохи.

Кадр из фильма «Золушка» 2015
Кадр из фильма «Золушка» 2015

Принца сыграет известный по нашумевшему сериалу «Игры престолов» Ричард Мэдден. Главной героиней станет Лили Джеймс. В картине нас порадуют своей игрой Кейт Бланшетт, Хелена Бонем Картер и Стеллан Скарсгард.

Ждемс…